В отличие от рефлекторного поведения, где реакция вызывается внешними стимулами, оперантное поведение основывается на контроле над последствиями своих действий. Человек учится реагировать на ситуации, осознавая, какие последствия его поведение может вызвать. Например, если вы получаете хорошую оценку за успешную сдачу экзамена, то в следующий раз вам будет индуцировано желание учиться лучше, так как вы понимаете, что это положительное последствие.
Термин «оперантное поведение» произошел от латинского слова «operari», что в переводе означает «делать, действовать». Особенностью оперантного поведения является его активность и направленность на достижение определенной цели. Человек проявляет самоуправление, осуществляя выбор и контроль над своими действиями, основываясь на ожидаемых последствиях. Такая модель поведения внедрена в различных областях психологии и усиленно используется в самосовершенствовании и совершенствовании личности.
Оперантное поведение: определение и специфика
Ключевая особенность оперантного поведения заключается в том, что оно зависит от последствий, которые оно вызывает. Если поведение приводит к желаемым результатам или усиливается, то оно будет повторяться. Если же поведение негативно оценивается или наказывается, то оно будет подавляться.
Оперантное поведение еще называют инструментальным, так как оно связано с использованием инструментов или средств для достижения цели. Это может быть механическое действие (например, нажатие кнопки), взаимодействие с окружающей средой или использование специальных навыков.
Термин «оперантное поведение» был введен американским психологом Б. Ф. Скиннером, который разработал концепцию обучения и поведения, основанную на понятии оперантной кондиционированности. Он исследовал влияние последствий на формирование и модификацию поведения и создал методы обучения с использованием оперантного подхода.
Изучение оперантного поведения позволяет понять причины и механизмы формирования поведенческих реакций, а также разработать эффективные методы обучения и воздействия на поведение организма. Эта концепция имеет широкое применение в психологии, включая области образования, педагогики, клинической психологии и поведенческой терапии.
Определение оперантного поведения: | Тип поведения, основанный на связи между действиями организма и их последствиями. |
---|---|
Особенности оперантного поведения: |
|
Основатель концепции оперантного поведения: | Б. Ф. Скиннер |
Оперантное поведение в психологии
Согласно теории оперантного поведения, поведение человека или животного не является результатом врожденных рефлексов или стимулов из окружающей среды. Наоборот, оно формируется и изменяется на основании последствий, которые оно получает. Положительные последствия увеличивают вероятность повторения поведения, а негативные последствия уменьшают его вероятность.
Создатель концепции оперантного поведения — Б. Ф. Скиннер — провел большое количество экспериментов, чтобы исследовать и объяснить принципы работы этого типа поведения. Он разработал различные методы стимуляции и награды, чтобы показать, как они влияют на формирование и изменение поведения.
Оперантное поведение является важной частью практической психологии и используется в различных областях, включая образование, поведенческую терапию и тренировку животных. Понимание принципов оперантного поведения помогает людям лучше понять собственное поведение и легче достичь желаемых результатов в своей жизни.
Оперантное поведение и его основатель
Основатель концепции оперантного поведения — Б.Ф. Скиннер, американский психолог и философ, считается одним из величайших ученых в области поведенческой психологии. Он разработал теорию оперантного условия, основанную на принципе связи между поведением и его следствиями.
Скиннер провел множество экспериментов, используя специальные устройства, называемые «ящиком Скиннера», чтобы исследовать и объяснить законы оперантного поведения. В этих экспериментах животы (как правило, крысы или голуби) обучались определенным действиям, чтобы получить вознаграждение или избежать наказания.
Согласно концепции оперантного поведения, поведение человека определяется его последствиями. Если поведение приводит к приятным или удовлетворительным результатам, то оно будет повторяться в будущем. Если же поведение приводит к неприятным или нежелательным результатам, то оно будет подавляться или исчезать.
Б.Ф. Скиннер считал, что оперантное поведение присутствует у всех организмов, включая человека. Он утверждал, что человеческое поведение может быть изменено или модифицировано путем применения определенных стимулов и последствий. Он также придал большое значение контролю над окружающей средой, считая, что изменение условий окружающей среды может повлиять на поведение человека.
В целом, концепция оперантного поведения и работа Б.Ф. Скиннера вносят значительный вклад в понимание механизмов обучения и воздействия на поведение. Его исследования и эксперименты продолжают оказывать влияние на современную психологию и разработку методов поведенческой терапии.
Основатель концепции оперантного поведения
Б. Ф. Скиннер родился в 1904 году и стал одним из самых влиятельных психологов XX века. Его работа исследовала причины и последствия поведения, а также взаимосвязь между стимулами и ответами. Скиннер предложил понятие оперантного поведения в отличие от классического условного рефлекса, которым занималась традиционная психология.
Оперантное поведение определяется как поведение, которое происходит в ответ на некий стимул и имеет последствия, влияющие на вероятность его повторения в будущем. Скиннер представил свою концепцию оперантного поведения в рамках своей теории обучения, известной как оперантное условие или приобщение.
Б. Ф. Скиннер провел множество экспериментов и исследований, чтобы показать, как различные типы поощрения и наказания влияют на оперантное поведение. Он разработал ряд инструментов и методов, таких как «кормушка Скиннера» и «клетка Скиннера», чтобы изучать влияние окружающей среды на поведение организмов.
Скиннер также разработал понятие «оперантная контингенция», которое означает связь между поведением и его следствиями. Он считал, что поведение усиливается, если оно следует за приятным стимулом или уменьшается, если его последствия неприятны. Эта идея стала основой для многих методов применяемых в терапии и обучении.
Б. Ф. Скиннер оставил огромное наследие в области психологии оперантного поведения. Его работы продолжают влиять на современных психологов и специалистов в области обучения и воспитания. В своей концепции Скиннер подчеркивал важность понимания и изменения окружающей среды, чтобы контролировать и модифицировать оперантное поведение в конкретном контексте.
Видео по теме:
Вопрос-ответ:
Что такое оперантное поведение?
Оперантное поведение — это понятие в психологии, которое относится к поведению, которое может быть изменено или усилено в результате опыта или последствий.
Какие особенности имеет оперантное поведение?
Оперантное поведение характеризуется тем, что оно основывается на свободной воле субъекта и происходит в ответ на стимулы окружающей среды. Также оперантное поведение может изменяться или модифицироваться в зависимости от последствий, которые оно вызывает.
Какая роль в оперантном поведении отводится последствиям?
Последствия играют ключевую роль в оперантном поведении. Они могут быть положительными (усиливающими поведение) или отрицательными (уменьшающими поведение). Последствия также могут быть нейтральными, не оказывая никакого влияния на поведение.
Оперантное поведение — это результат врожденных или приобретенных навыков?
Оперантное поведение является результатом приобретенных навыков. Человек осваивает определенные поведенческие стратегии и приобретает опыт, который влияет на его поведение в будущем.
Кто является основателем концепции оперантного поведения?
Основателем концепции оперантного поведения является Александр Шарпенд.